Первые хаммамы начали появляться в VII веке нашей эры, в период расцвета Арабского халифата. Предшественниками можно считать египетские купальни, а также греческие и римские термы, с которыми арабы познакомились во время завоевания египетской Александрии. Термы произвели на арабов сильное впечатление. Они решили строить аналогичные сооружения, но с учетом религиозных и культурных традиций.
Ключевое отличие хаммамы от римских бань — разделение пространства для мужчин и женщин. В римских термах совместное омовение в горячих водах считалось нормой, а для арабов такая практика неприемлема. В результате в хамамах появились отдельные мраморные лежаки, что стало характерной чертой бань.
С XIV века Арабский халифат пришел в упадок и трансформировался в Османскую империю. В этот период хаммамы, изначально называвшиеся «арабскими», стали ассоциироваться с Турцией и получили новое название. Слово «хаммам» переводится как «баня», «быть горячим» или «горячее место».
Структура турецкой бани
Традиционный хаммам состоит из трех основных помещений, связанных между собой, что напоминает структуру римских терм:
- Согуклюк (римский вестариум) — помещение служит раздевалкой и комнатой отдыха. Здесь можно оставить одежду, расслабиться после парилки, выпить освежающий напиток или даже вздремнуть.
- Иликлик (римский тепидарий) — это промежуточное помещение между холодной и горячей зонами. Посетители здесь постепенно адаптируются к теплу, готовясь к посещению горячей комнаты.
- Сичаклик (римский калдариум) — это главная парная, где происходит основное парение. В центре комнаты расположен большой мраморный камень — чебек, предназначенный для массажа и отдыха. По бокам от чебека находятся ниши и фонтаны. Сводчатый потолок с небольшими окнами создает полумрак, способствующий расслаблению.
Из сичаклика можно попасть в халветы — небольшие комнаты с еще более высокой температурой, предназначенные для тех, кто предпочитает уединение.
Какую роль играли турецкие бани в жизни общества
Хамамы не только выполняли практическую функцию очищения, но и играли важную роль в социальной жизни османского общества. Здесь женщины могли наблюдать за потенциальными невестками, обсуждать последние новости, сплетни и городские события, которые часто искажались в процессе передачи информации от одного человека к другому. В хаммамах женщины демонстрировали друг другу новые украшения и наряды, что подчеркивало их статус и вкус.
В турецком языке до сих пор существует выражение «быть обладателем ханского хаммама», которое символизирует высокое материальное положение и славу человека. Баню посещали в четверг вечером, чтобы на следующий день, очищенными и отдохнувшими, отправиться на пятничную молитву. В преддверии праздника жертвоприношения хаммамы работали до самого утра, предоставляя возможность всем желающим подготовиться к важному событию.
Были специальные дни, когда посещение было особенно популярно, например, в связи со свадьбой или рождением детей. Хаммамы стали неотъемлемой частью османской культуры, где переплетались элементы гигиены, социальной жизни и традиций, создавая уникальную атмосферу.